Индуизм - соединение Атмана с Брахманом.

На ритуалистическом уровне в индуизме не счесть богов и богинь, но на филосовском уровне все они есть проявления одного верховного божества, называемого Брахманом. Ниже следует отрывок из Упанишад - священной книги индусов:

"До сотворения Брахман существовал, не проявляя себя. Из непроявленного он сотворил проявление. Из себя он сделал себя. Поэтому он существует сам по себе."

В "Бхагаватгите" Брахман говорит устами Шри-Кришны:

"Люди, чья проницательность притупилась из-за мирских страстей, установили тот или иной ритуал или культ и обращаются к различным божествам под воздействием своих врожденных влечений. Но не важно, какое божество верующий выберет для поклонения. Если у него есть вера, я делаю её непоколебимой. Наделенный ниспосланной мной верой, он поклоняется этому божеству и получает от него все, о чем молит. В действительности даю только я."

Брахман проявляется в каждом существе как Атман:

"Я Атман, который обитает в душе каждого смертного существа. Я есть начало, сама жизнь и конец всего."

Верующие могут достичь Брахмана многими способами, но наилучший из них - медитация. В сутрах Патанджали-Йоги читаем:

"Форма поклонения, которая заключается в созерцании Брахмана, превосходит ритуалистическое поклонение с материальными жертвоприношениями."

   Йога - Союз с Богом
Одним из способов достичь Бога, или Брахмана, является йога, которая означает союз с Богом. Хотя она очень интенсивно используется индусами для духовного развития, в действительности йога не носит религиозного характера и люди различных вероисповеданий могут применять её с пользой для себя.

Есть много видов йоги: хатха-йога, бхакти-йога, мантра-йога, янтра-йога, раджа-йога и т.д. Раджа-йога считается высшей и учит познанию Бога через медитацию. Патанджали, отец йоги, выделяет восемь этапов совершенства:

  1. Яма - воздержание от злых дел.
  2. Нияма - соблюдение чистоты, целомудрия, дисциплины, размышления и посвящение себя Богу.
  3. Асана - статическая поза.
  4. Пранаяма - контроль за дыханием.
  5. Пратьяхара - направление сознания внутрь.
  6. Дхарана - сосредоточение.
  7. Дхиана - медитация (созерцание).
  8. Самадхи - Просветление.

Первые пять этапов связаны с моральной и психической подготовкой, а три последние касаются развития ума.

Развитие ума начинается с сосредоточения, которое ведет к медитации, медитация же - к Просветлению. Свами Парамананда сказал:

"Ключ к сосредоточению - стремление удержать внимание на одном предмете... Когда ум уравновешен и хорошо сконцентрирован, становится видимым высшее "я" человека. Это означает ощущение единства с Богом. Высшая форма медитации - сосредоточиться на Абсолютной Реальности, на Неизменном."

Философия йоги различает ум (Читта) и душу (Атман). Согласно Свами Будхананда:

"Ум - это тонкое тело внутри большого. Физическое тело - лишь оболочка ума... Выше ума - Атман - истинное "я" человека. Тело и ум материальны, Атман же - чистый дух. Ум - это не Атман, но нечто другое."

В индуизме любое материальное проявление иллюзорно. Следовательно, высшая цель для индуса - очистить свой дух и освободиться от иллюзий (майя), чтобы Атман соединился с Брахманом.