Конец 11 века ознаменовался стихийным неудержимым движением западно-европейских христианских народов против мусульманского мира. Крестовые походы, предпринятые в Святую Землю для освобождения Гроба Господня из рук неверных, в течение 200 лет привлекали на восток полчища отважных людей всех сословий, движимых религиозным чувством, жаждавших подвига и славы, приключений и наживы. Когда в 1099 году крестоносцам удалось добраться и основать в Святой Земле христианское государство, поток паломников ко Гробу Господню значительно увеличился. Заботу о снаряжении паломников и охрану их на пути от морского берега к Святым местам взяли на себя духовно-рыцарские ордена, возникшие для защиты Святой Земли и для борьбы с "неверными". Самым могущественным из этих орденов был знаменитый Орден Рыцарей Храма или Тамплиеров.
Возникновение Ордена, по своим воинственным и благочестивым целям вполне отвечавшего духу и потребностям времени, вызвало всеобщее сочувствие и самое благосклонное отношение со стороны светской и духовной власти. Король Иерусалимский Балдуин II подарил этим рыцарям-монахам южную часть дома, построенного на месте разрушенного храма Соломона, отсюда и название Ордена - Храмовники (тамплиеры - от лат. Tamplum - храм, святилище)
Св. Бернард Клервосский, величайший религиозный авторитет западных христиан того времени, заинтересовался вновь возникшим Орденом и на церковном соборе в Труа в 1128 году составил для него Устав, т.е. Кодекс, придав ему почти монашеский характер. Участие, проявленное к Ордену св. Бернардом, придало ему совершенно исключительное значение в глазах монахов, пап и всего католического мира. С этого момента начинается необычайный расцвет Ордена. Тотчас после собора в Труа громадные пожертвования стали притекать в Орден. Знать, словно соревнуясь в щедрости, одаривает его деньгами и землями. И число его членов быстро увеличивается, ибо цвет европейского рыцарства стремился вступить в число борцов во славу Божию. Стать тамплиером почитают за честь самые высокородные дворяне.
Внутри Ордена царила жесткая иерархия. Во главе стоял избираемый достойными рыцарями Ордена гроссмейстер, воплощавший в себе "полноту исполнительной власти". Естественно он же был главнокомандующим на войне. Свободно выбираемый рыцарями, гроссмейстер всеже писался "Божией милостью". Он подчинялся только Великому Совету Ордена - Конвенту. Верховная власть в Ордене должна была собственно принадлежать "генеральному капитулу", то есть общему собранию, состоявшему из членов конвента, начальников орденских провинций и наиболее влиятельных братьев. Но генеральный капитул созывался очень редко, исключительно по желанию гроссмейстера и конвента, так что этот последний, подчинявшийся единственно только папе, являлся фактически законодательною, административною и исполнительною властью, которой были подчинены не только все рыцари и служащие братья, но и духовенство Ордена.
Орден имел три ступени. Первая - Рыцари. Они должны были происходить из рыцарского рода, быть холостыми, давать обет целомудрия, бедности и послушания и строго исполнять монашеский Устав Ордена. В свободное от воинских дел время рыцари обязаны были проживать в Храме Ордена, предаваясь молитве в своих уединенных кельях и попечениями о бедных и больных поломниках. Только рыцари носили белые льняные плащи с красными восьмиконечными крестами - символ сердечной чистоты и мученичества. Вторая ступень - служащие братья. К ним относились оруженосцы, ремесленники и торговцы. Оруженосцы носили черный плащ. Для ремесленников и торговцев, целибат, то есть обет безбрачия не был обязательным. Служащие братья впоследствии могли посвящаться в рыцари. Торговцы и ремесленники носили коричневый плащ. Третья ступень Ордена - светские люди, разделявшие его цели и задачи. Это дворяне и простолюдины, как мужчины так и женщины, которые добровольно исполняли или все предписания орденского Устава, или только часть их, но жили отдельно. К числу светских братьев принадлежали лица, оказавшие услуги Ордену или донаты, а также облаты, с детства предназначенные для вступления в Орден и воспитанные по его правилам.
Вначале рыцари, не щадя себя, проливали кровь для защиты Святой Земли и христианских паломников; В бою стояли как один человек, предпочитая смерть плену. Они вели простой и строгий образ жизни, были благочестивы и самоотверженно служил ближнему.
Наконец, в 1162 году папа Александр III особою разрешительною буллою освободил тамплиеров от опеки иерусалимского патриарха и епископов. Отныне Храмовники находятся непосредственно под юрисдикцией наместника святого Петра. Мало того, тамплиерам разрешается иметь собственное духовенство!
К концу 12 века внешнее положение Ордена достигло небывалого блеска. Монахи и папы осыпали его своими милостями и давали ему неслыханные привилегии. Кэтому времени тамплиеры уже имели свою армию, полицию и судебную власть, то есть обладали всеми признаками государства, но толко экстерриториального: обширные владения были разбросаны по все Европе. Щедрые пожертвования в виде многочисленных льгот и привилегий, коней, оружия, десятой доли крупных имуществ и громадных имений, позволили рыцарям основать во всех государствах Европы свои общины, которыми управляли престарелые члены Ордена. Казна Ордена росла. Храмовники по-хозяйски распоряжались золотом. Они ввели вольную торговлю и, кстати, первыми в мире ввели вексель, заложив тем самым основу банковской системы. Доход тамплиеров ко второй половине 13 века составлял 54 миллиона франков в год - сумма по тем временам астрономическая. Принадлежа по большей части к знатейшим родам Европы, рыцари Храма занимали самые почетные места при французском, английском и испанском дворах.
Продолжение следует...